При покупке готового бизнеса есть большое количество рисков, чтобы их снизить, необходимо проводить проверку по каждому пункту. Давайте разберемся в них подробнее. Безопасно купить и продать готовый бизнес можно по ссылке.
9 основных рисков при покупке бизнеса
При проверке, всегда важно начинать именно с показателей. Искать прямые и косвенные подтверждения всех расходов и доходов. Все несколько раз внимательно пересчитывать. Проверять накладные, договоры купли-продажи, копаться в CRM-системе, брать выгрузки чеков, налоговые декларации, разбираться в системах мотивации сотрудников. Все и всегда должно сходиться. Это базовые вещи при проверке бизнеса.
Ключевая задача любого бизнеса – продавать. Обязательно проверяйте отдел продаж, скрипты, CRM-системы, источники трафика, рекламные бюджеты, конверсии, кто управляет привлечение клиентов и продажами. Именно это основная причина убыточности многих бизнесов. Важно иметь полностью описанный и рабочий маркетинг. Продавец должен знать “сколько стоит для бизнеса одна продажа”. Если вы не разбираетесь в этом, тут лучше привлечь сторонних специалистов для проверки всего процесса привлечения клиентов.
Иногда, после покупки бизнеса сотрудники уходят. Иногда это ключевые сотрудники. Важно узнать у продавца предупреждал ли он сотрудников о продаже, как они к этом относятся, как он планирует собственный выход и передачу управления вам, в каких отношениях он с ними состоит. После этого важно узнать самих сотрудников, познакомиться с ними, узнать как они относятся к продаже, что они могут рассказать о текущем положении дел, своих дальнейших планах и могут ли предложить какие-то решения по улучшению текущей ситуации.
Если бизнес имеет помещение в аренде — очень важно перед покупкой познакомиться с собственником, узнать не изменятся ли условия аренды, нет ли задолжностей по аренде и коммунальным услугам, как давно помещение арендуется, какие у него дальнейшие планы на помещение и что он может рассказать об этом бизнесе и собственнике.
Обязательно возьмите выписку из единого государственного реестра юридических лиц и проверьте собственника и юридическое лицо через сервисы проверки контрагентов. Если есть возможность, лучше создать новое юр.лицо и оформить покупку, как передачу актива между юридическими лицами.
Очень важно при покупке бизнеса — связаться со всеми поставщиками и узнать об их отношениях с данной компанией. Нет ли задолженностей, на каких условиях они работают, какие объемы и как давно покупают.
Не поленитесь и найдите в интернете все что можно найти по покупаемой компании. Отзывы клиентов, отзывы сотрудников, легко ли найти саму компанию, хочется ли у нее купить, сравните с конкурентами.
После покупки бизнеса, вам придется им ее и управлять. Всегда узнавайте перед покупкой, сколько времени тратит на этот бизнес текущий собственник. Какие задачи он решает сам, а какие его сотрудники. Что приходится делать чаще всего.
Спросите у продавца, готов ли он внести в договор, что после покупки обязуется какое-то время отвечать на ваши вопросы, с чем он может еще помогать и как долго, как он планирует введение вас в процессы и как планирует передачу управления бизнеса.
10 причин продажи бизнеса.
Перед покупкой очень важно узнать истинную причину продажи бизнеса. Причины бывают хорошие и плохие. Разберем их по порядку.
Очень часто, реальной причиной продажи бизнеса является выгорание собственника. Многие люди просто устают от того что они делают и решают сменить направление. Кроме того, часто собственники находят более выгодную для себя сферу и продают бизнес, чтобы заняться чем то более интересным.
Есть огромное количество профильных специалистов в разных сферах, которые покупают убыточный бизнес дешево, решают сложившиеся в нем проблемы, выводят в стабильный плюс и зарабатывают дороже. Как правило, такой бизнес может оказаться очень хорошей покупкой, особенно если собственник этого не скрывает и все рассказывает, показывает и дополнительно берет обязательству по обучению и первоначальному сопровождению вас.
Многие бизнесы начинаются в партнерстве, но со временем собственники расходятся во взглядах и тогда лучший способ поделить нажитое – продать бизнес.
Да, это тоже очень распространенная причина продажи. Иногда в жизни происходят какие-то обстоятельства и приходится срочно вытащить деньги из бизнеса.
Это распространенная ситуация, особенно в нашей стране. Многие люди представляют бизнес, как 3 часа работы в месяц. Сиди — контролирую. Но, столкнувшись с реальностью, они понимают что у предпринимателей выходных нет. Всегда возникают, какие то проблемы и иногда люди просто решают вернуться в стабильный найм и после 18 забывать о работать.
Бывает так, что люди просто уже заработали денег себе на старость и хотят отойти от дел, убрать из жизни стресс связанный с работой и заняться путешествиями, или внуками.
Бизнес прибылен, но когда-то был куплен на кредитные деньги и большая часть прибыли уходит на погашение. Собственник, устал работать на кредитора. Поэтому он принимает решение продать бизнес погасить кредит и использовать оставшиеся средства для запуска другого проекта.
Иногда бизнес достается предпринимателям за долги, или как часть при покупке другого бизнеса, иногда меняется бизнес модель и какое-то направление становится неинтересным. Это называется не профильный актив. Бизнес есть, и работает, но остается не нужным. Часто в таких ситуациях выступают не физические лица, а юридические.
Пример: компания покупает какое-то производство, для того чтобы производить что-то для себя, но с производством ей достается розничный магазин.
Самая опасная, но иногда реальная причина. Переезды, беременности, продажа бизнеса купленного жене, когда она “наигралась”.
Опасная эта причина потому, что именно ее используют обычно продавцы пытаясь скрыть реальные проблемы в бизнесе.
Для того чтобы выяснить, причина является реальной – важно проверять всех связанных лиц, разбираться и копаться. Но, как правило, реальная причина находится быстро, если чуть-чуть покапать, по-задавать вопросы всем связанным лицам и просто быть внимательным.
10. Плохая причина всегда в одном – отсутствие прибыли. Все остальные проблемы всегда следствие.
Но это не всегда значит, что это предложение не интересно. Зачастую, после переговоров и выяснения реальных причин отсутствия прибыли можно существенно уменьшить его стоимость. Если слабая сторона в этом бизнесе окажется в зоне ваших компетенций – вы можете сэкономить деньги купив отличную площадку для дальнейшего зарабатывания денег. Кроме того, после выведения такого бизнеса в прибыль, вы сможете его еще и выгодно продать.
Наиболее безопасные сферы бизнеса для покупки: интернет-магазины и бытовые услуги. Бизнесы, где основная работа – продажи. Там разобраться достаточно просто, легко управлять, при отстроенном маркетинге и легко масштабировать. Тут главное все проверить перед покупкой. Если все хорошо, такая покупка является простым и стабильным активом.
Наиболее опасные сферы для покупки: общепит и производства. Это бизнесы для профессионалов, они сложные, в них много нюансов и цифр. Чтобы разобраться во всем этом и продолжить эффективно управлять таким бизнесом – нужны серьезные компетенции.
Покупка бизнеса это очень ответственный процесс, потому что можно потерять достаточно большие деньги.
Часто встречаются мошенники, часто есть скрытые нюансы.
Чтобы не терять деньги всегда тщательно проверяйте каждое слово продавца. Не будьте импульсивны. И даже после всех проверок – возьмите паузу на пару дней. Дайте себе остыть, подумать еще раз ничего ли вы не упустили.
Иногда просьба продавца поторопиться это лишняя причина задуматься.