Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей до 1 марта 2015 года, не было предусмотрено такого способа оформления земельного участка, как перераспределение земельных участков в Москве, позволяющего увеличить площадь находящего в собственности земельного участка за счет прилегающих к нему неразграниченных земель.
Процедура перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности (далее – перераспределение земель) стала осуществляться с 2015 года в случаях и порядке, которые предусмотрены нормами главы V.4 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года (далее – ЗК РФ).
Процедура перераспределения подразумевает преобразование земельного участка, принадлежащего на праве собственности гражданину, путем увеличения его площади за счет тех земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Случаи и основания перераспределения земель, регламентированы статьей 39.28 Кодекса. К ним относятся:
• перераспределение в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
• перераспределение в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
• перераспределение земельных участков для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, ИЖС.
Согласно данной статье заключается соглашение между уполномоченным органом и собственником земельного участка. Таким уполномоченным органом в городе Туле является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Согласно статьям 39.28, 39.29 ЗК РФ, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, оформленным в соответствии с частью 2 статьи 39.29 Кодекса.
К заявлению о перераспределении прилагаются:
— копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на ЗУ, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;
— схема расположения ЗУ в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
— копия паспорта заявителя, или документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
— Результат рассмотрения заявления о перераспределении
— принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка;
— направление заявителю согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
— принятие решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков представлен в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Наиболее частые основания для отказа:
— на территории, испрашиваемой к перераспределению, возможно сформировать самостоятельный земельный участок с учетом испрашиваемой территории;
— на территории, испрашиваемой к перераспределению, расположены объекты недвижимости, например, это может быть самовольная постройка, столбы ЛЭП, другие линейные сооружения;
— площадь образуемого земельного участка превышает установленные правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839 (для ЛПХ и ИЖС минимальная площадь составляет 300 кв.м, максимальная площадь – 1500 кв.м);
— схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, наличия зон с особыми условиями использования территории;
— не представлено в письменной форме согласие лиц, в отношении которых установлены обременения на перераспределяемые земельные участки, например: если земельный участок находится в залоге у банка необходимо представить согласие банка на перераспределение данного земельного участка.
Для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Следует отметить, что схема расположения земельного участка подготавливается в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» с привлечением кадастрового инженера. Реестр кадастровых инженеров размещен на официальном сайте Управления Росреестра по Тульской области: http://to71.rosreestr.ru.
В случае принятия уполномоченным органом решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заявителем обеспечивается постановка земельного участка на государственный кадастровый учет. После этого заявитель обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обращаем Ваше внимание, что размер платы за увеличение площади земельных участков установлен постановлением Правительства Тульской области от 03.04.2015 №156 «Об установлении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» и определяется как 50 процентов кадастровой стоимости земельного участка, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей в результате перераспределения передаче в частную собственность.