Закон РФ «О защите прав потребителей» позаботился о том, чтобы покупатели получали как можно более полную информацию о товаре. Носителем таких данных является этикетка, которая в зависимости от вида продукции выглядит по-разному – ярлык, листок-вкладыш, информация, напечатанная на упаковке. Однако закон регламентирует те пункты, которые обязательно должны присутствовать в «кратком содержании» продукции.
Общие требования к этикетке
Хотя каждый товар имеет особенности, его производитель обязан соблюдать общие правила, регулирующие, как должна выглядеть этикетка. Маркировка любой продукции должна содержать правдивую, понятно изложенную и легкочитаемую информацию. Причем если, например, печать меню подразумевает крупный шрифт и яркое оформление на большом формате, то текст ярлыка должен содержать максимум полезных данных на крошечном участке ткани или бумаги. Печатается информация четким шрифтом, цвет которого контрастен по отношению к фону.
Среди обязательных данных:
- название товара;
- состав или ингредиенты;
- масса или габариты товара;
- срок эксплуатации/годности;
- особенности хранения;
- номер партии или серии;
- название/личные данные фирмы-производителя/индивидуального предпринимателя;
- документы на разрешение выпуска продукта (знаки соответствия при декларировании, сертификации, стандарт).
В зависимости от вида продукции информация в этикетке будет варьироваться в незначительных деталях.
Особенности этикетки для одежды
Информация о том, какие этикетки должны быть на одежде, утверждена Таможенным союзом в техрегламенте «О безопасности продукции текстильной промышленности». Так, на бирке указываются:
- размер;
- материал;
- при наличии – название торговой марки;
- обязательства производителя по гарантии.
От вида изделия зависит, какая информация должна быть на этикетке. Бирка на обуви информирует о сырье, из которого изготовлены верх, подкладка и подошва, тонкостях ухода, артикуле изделия. Для одежды нужны данные о материале верха и подклада, соотношении натуральных и искусственных тканей, модели, а также символы по уходу.
Для бытового текстиля (шторы, покрывала, ковры) тоже регламентировано, какая этикетка должна быть на товаре. В ней указываются вид изделия, соотношение в процентах типов сырья, особенности ухода, стойкость окрашивания, вес при нормальной влажности, тип отделки, если она присутствует. Для кожаных изделий дается информация о модели и материале.
Характеристики этикетки для продуктов питания
Требования к тому, какая должна быть этикетка для продуктов питания, перечислены в техрегламенте Таможенного союза под названием «Пищевая продукция в части ее маркировки». Так, эта часть упаковки содержит данные о:
- советах (или ограничениях) по приготовлению продукта;
- пищевой ценности (углеводы, белки, килокалории, витамины);
- составе, в том числе наличии ингредиентов, полученных с помощью ГМО и всех усилителях вкуса, запаха, консервантах и др.
Из нюансов: порядок ингредиентов зависит от их соотношения в процентах: в начале списка указываются занимающие наибольшую массовую долю. Если речь идет о мясных консервах или полуфабрикатах, обязательно дается информация о том, из замороженного или свежего сырья они приготовлены.
Что до того, какую информацию должна содержать этикетка на продукте, меняющем свои характеристики после распаковки/открытия, то в этом случае указываются условия хранения. Если продукт расфасован в отдельные пакеты, прописывается вес нетто. Обратите внимание: наименование должно правдиво отражать тип продукта. Так, если в составе сыра есть растительные жиры, должно быть указано, что это сырный продукт, а не сыр.
Как видите, этикетка по требованиям стандартов и регламентов должна предоставлять покупателю исчерпывающую информацию о товаре. Поэтому перед покупкой и использованием всегда внимательно изучайте данные на ней – это поможет купить качественный товар и правильно его применять.