Главная » Новости » Дом с кариатидами и грифонами на проспекте Мира признан памятником архитектуры

Дом с кариатидами и грифонами на проспекте Мира признан памятником архитектуры

Доходный дом купца Камзолкина XIX века на проспекте Мира получил статус объекта культурного наследия регионального значения, сообщили в пресс-службе Мосгонаследия.

Теперь здание находится под охраной государства. Над его обликом в разное время работали архитектор Василий Загорский и прославленный скульптор Сергей Коненков.

Доходный дом был возведен в 1885 году и частично перестроен после пожара спустя восемь лет. Имел отношение к формированию архитектурного облика дома и легендарный Лев Кекушев: именно он в качестве участкового архитектора утверждал ремонт и перестройку фасада здания в 1893 году.

«Изящный доходный дом, которому присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения, является настоящим украшением проспекта Мира. Наибольшую ценность представляет декоративное оформление фасадов конца XIX века, в том числе панно, ионические пилястры, скульптуры: женские гермы – колонны с изображениями головы женщины, грифоны и кариатиды, а также львиные маскароны и другие лепные элементы. Статус объекта культурного наследия гарантирует государственную защиту здания и его исторического облика», – сказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Владение, на территории которого возвели доходный дом, было куплено основателем купеческой династии Камзолкиных Василием Ивановичем в 1865 году. Спустя 20 лет его сын Иван обратился к знаменитому архитектору Василию Загорскому с просьбой разработать проект каменного трехэтажного дома с нежилым подвалом.

Прежде всего, сломали все старые деревянные и каменные строения, располагавшиеся по восточной, южной и северной границам участка. Кладку стен нового дома выполнили из кирпича.

Каменные лестницы (как парадные, так и с черного хода) укрепили металлическими косоурами (каркасами). Была сделана металлическая кровля, украшенная декоративными башенками.

На первом этаже подсобные помещения соединялись с торговыми залами широкими полуциркульными арками, оформленными профилированными штукатурными тягами.

Торговый зал декорировали многопрофильным штукатурным карнизом с лепной розеткой в центре потолка для люстры. Для обогрева помещений первого этажа использовались печи, облицованные белыми изразцами. Не исключено, что прилавки магазинов устанавливали в широких арках, соединявших торговый зал с подсобными помещениями.

Отделка жилых комнат в квартирах, расположенных на двух верхних этажах, была обычной для своего времени. Там можно было увидеть многопрофильные или простые штукатурные карнизы, лепные розетки, двухстворчатые филенчатые двери и профилированные оконные рамы с латунной скобянкой. Полы набирались из дубового штучного паркета.

Отапливались эти помещения с помощью больших угловых печей, тоже облицованных белыми изразцами. В ряде комнат были установлены камины.

Кухня и кладовые при ней имели выход на черную лестницу, но были изолированы от жилых комнат длинным коридором. Во всех нежилых помещениях полы были сделаны из тесаных досок и керамической плитки.

Помимо коридора была устроена анфилада, объединявшая помещения вдоль уличного фасада. Все квартиры были подключены к водопроводу и канализации.

Декор здания специалисты относят к стилю эклектика и отмечают преобладание элементов, стилизованных под классицизм.

В 1888 году владение продали почетному гражданину Александру Журавлёву. В декабре 1892 года в одном из магазинов вспыхнул пожар. Владелец принял решение провести ремонт и сделать несколько исправлений. Примечательно, что работы были согласованы с участковым архитектором Львом Кекушевым, который подтвердил, что «ремонт просимый возможен».

Самым значительным становится изменение восточного уличного фасада. Разработал проект нового фасада А. Красильников. Известны три архитектора с такой фамилией, работавших в это время в Москве. Кто из них работал над перестройкой дома, не установлено. Довольно простая фасадная схема, предложенная в свое время Загорским, была усложнена. Особую роль начала играть лепнина.

Автором скульптур, маскаронов, кариатид и другого лепного декора считают Сергея Коненкова.

В конце 1917 – начале 1918 года здание национализировали: в нем устроили коммунальные квартиры. На первом этаже по-прежнему работали магазины. В начале 1920-х годов южная часть здания на уровне первого этажа была приспособлена под помещения ресторана, работавшего до 1927 года, когда помещения были переданы полиграфическому предприятию, впоследствии вошедшему в объединение «Вымпел».

В доме в разное время располагались объекты общепита, магазины, коммунальные квартиры. Менялась планировка внутренних помещений.

Элементы лепного декора комнат и часть оформления фасадов были утрачены. В последний раз восстановительные работы там проводились в 1999 году.

Источник: stroi.mos.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*