Департамент культурного наследия Москвы утвердил предмет охраны главного дома усадьбы архитектора Александра Кузнецова, который жил и работал здесь в 1915-1954 годах.
«В предмет охраны одноэтажного особняка Кузнецова, расположенного по адресу: Мансуровский пер., д. 11, включили местоположение, планировку, а также все ценные элементы, формирующие облик здания. Эксперты определили историческую и художественную ценность ограды, фасадов и внутреннего убранства дома», – говорится на официальном сайте мэра Москвы.
Фасады выполнены в стиле ампир, а его интерьеры – в неоклассическом и псевдорусском стилях. Здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения и охраняется государством. В нем проживают потомки Александра Кузнецова.
История усадьбы берет начало в 1820-х годах, когда главный дом в стиле ампир был полностью деревянным. Нынешний облик особняк приобрел в 1915 году, когда известный архитектор столицы Александр Кузнецов купил владение для себя и своей семьи. Он решил перестроить дом по собственному проекту, увеличив площадь здания.
В доме надстроили мезонин, который можно увидеть со двора. Здесь размещались комнаты трех дочерей архитектора. Кроме того, особняк объединили с одним из усадебных корпусов, появилась каменная пристройка для кабинета-мастерской архитектора.
«Убранство фасадов Александр Кузнецов практически не изменил. На всех наружных стенах остался лепной ампирный декор – карнизы, барельефы с античными сюжетами и медальоны. А вот высокий глухой деревянный забор, примыкающий к дому, снесли. Вместо него построили каменную ограду с кованной ажурной решеткой и маленькой – чуть больше метра в высоту – деревянной калиткой. Ее можно увидеть в фильме «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Именно через эту калитку убегали Лариса Огудалова и Паратов со званого обеда Карандышева – режиссер поселил чиновника в доме в Мансуровском переулке», – рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Ценность представляет и декор интерьеров дома. Их оформлением занимался сам Александр Кузнецов. Все комнаты выполнены в неоклассическом стиле, только одно помещение, столовая, – в псевдорусском. Главный элемент столовой – печь, выложенная изразцами. На них изображен двуглавый орел и герб дома Романовых с грифоном.
Стены до сих пор украшают обои с росписями на ярко-золотом фоне, которые были представлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Эти обои Александру Кузнецову подарил художник и искусствовед Николай Соболев.
Из столовой можно перейти в гостиную, оформленную в синем и белом цвете. Ее украшают колонны из искусственного мрамора. В бывшем кабинете архитектора находится высокая печь с камином, выложенная белым кафелем. За ней расположена арочная ниша с балконом. Попасть на него можно по почти незаметной узкой винтовой лестнице.
Эти и другие элементы интерьера специалисты включили в предмет охраны особняка. Емельянов отметил, что теперь реставрацию особняка можно будет проводить только с учетом предмета его охраны.
Александр Кузнецов руководил строительством знаковых зданий в Москве. Это комплекс Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского на ул. Радио, здания Всесоюзного электротехнического института (сегодня – Всероссийский электротехнический институт) на ул. Краснознаменская и Московского текстильного института (сейчас – структурное подразделение Российского государственного университета имени Косыгина) на ул. Малая Калужская.
Источник: stroi.mos.ru