Главная » Новости » Утвержден предмет охраны особняка, где снимали «Жестокий романс»

Утвержден предмет охраны особняка, где снимали «Жестокий романс»

Департамент культурного наследия Москвы утвердил предмет охраны главного дома усадьбы архитектора Александра Кузнецова, который жил и работал здесь в 1915-1954 годах.

«В предмет охраны одноэтажного особняка Кузнецова, расположенного по адресу: Мансуровский пер., д. 11, включили местоположение, планировку, а также все ценные элементы, формирующие облик здания. Эксперты определили историческую и художественную ценность ограды, фасадов и внутреннего убранства дома», – говорится на официальном сайте мэра Москвы.

Фасады выполнены в стиле ампир, а его интерьеры – в неоклассическом и псевдорусском стилях. Здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения и охраняется государством. В нем проживают потомки Александра Кузнецова.

История усадьбы берет начало в 1820-х годах, когда главный дом в стиле ампир был полностью деревянным. Нынешний облик особняк приобрел в 1915 году, когда известный архитектор столицы Александр Кузнецов купил владение для себя и своей семьи. Он решил перестроить дом по собственному проекту, увеличив площадь здания.

В доме надстроили мезонин, который можно увидеть со двора. Здесь размещались комнаты трех дочерей архитектора. Кроме того, особняк объединили с одним из усадебных корпусов, появилась каменная пристройка для кабинета-мастерской архитектора.

«Убранство фасадов Александр Кузнецов практически не изменил. На всех наружных стенах остался лепной ампирный декор – карнизы, барельефы с античными сюжетами и медальоны. А вот высокий глухой деревянный забор, примыкающий к дому, снесли. Вместо него построили каменную ограду с кованной ажурной решеткой и маленькой – чуть больше метра в высоту – деревянной калиткой. Ее можно увидеть в фильме «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Именно через эту калитку убегали Лариса Огудалова и Паратов со званого обеда Карандышева – режиссер поселил чиновника в доме в Мансуровском переулке», – рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Ценность представляет и декор интерьеров дома. Их оформлением занимался сам Александр Кузнецов. Все комнаты выполнены в неоклассическом стиле, только одно помещение, столовая, – в псевдорусском. Главный элемент столовой – печь, выложенная изразцами. На них изображен двуглавый орел и герб дома Романовых с грифоном.

Стены до сих пор украшают обои с росписями на ярко-золотом фоне, которые были представлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Эти обои Александру Кузнецову подарил художник и искусствовед Николай Соболев.

Из столовой можно перейти в гостиную, оформленную в синем и белом цвете. Ее украшают колонны из искусственного мрамора. В бывшем кабинете архитектора находится высокая печь с камином, выложенная белым кафелем. За ней расположена арочная ниша с балконом. Попасть на него можно по почти незаметной узкой винтовой лестнице.

Эти и другие элементы интерьера специалисты включили в предмет охраны особняка. Емельянов отметил, что теперь реставрацию особняка можно будет проводить только с учетом предмета его охраны.

Александр Кузнецов руководил строительством знаковых зданий в Москве. Это комплекс Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского на ул. Радио, здания Всесоюзного электротехнического института (сегодня – Всероссийский электротехнический институт) на ул. Краснознаменская и Московского текстильного института (сейчас – структурное подразделение Российского государственного университета имени Косыгина) на ул. Малая Калужская.

Источник: stroi.mos.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*