Главная » Разное » Обычай «проклятия памяти», как высшая мера наказания в древности

Обычай «проклятия памяти», как высшая мера наказания в древности

Одним из самых суровых наказаний древнего мира была отнюдь не смертная казнь или убийство преступника. Высшей мерой считалась практика полного забвения памяти человека. В настоящее время такое «наказание» называется damnation memoriae – проклятие памяти.

Иногда в истории применение такой практики приводило к неожиданным казусам – приговорённое к забвению имя преступника получало вместо этого настоящее бессмертие.

Где и как появился обычай проклятия памяти

Учёные-историки не могут ответить на вопрос, в каком древнем государстве впервые начали практиковать такое наказание. Вероятнее всего, это происходило там, где религиозные верования предавали человеческому имени особое значение для его «хозяина», как в земной, так и в загробной жизни.

Официальные подтверждения впервые встречаются в древнем Египте. Некоторые фараоны за свои деяния при жизни, после смерти иногда подвергались практике damnation memoriae. Их имена и изображения скалывали со стен храмов и усыпальниц, а сами гробницы часто уничтожались.

Во времена правления фараона Эхнатона сам правитель наложил такое «наказание» на египетских богов – в первую очередь на верховное божество, Амона-Ра. После смерти Эхнатона статус божеств был полностью восстановлен, а забвению был предан уже сам фараон.

В Древнем Риме к практике проклятия памяти прибегали довольно часто. После подвергания такому наказанию сенаторов или императоров их изображения, как и в Египте, убирались со всех картин и фресок.

Римляне, однако были практичными, и довольно часто «заменяли» на барельефах и статуях только головы «проклятых» правителей, а монеты не изымались из обихода, а просто проходили процесс так называемой «чистки» – имя неугодного с них просто стиралось.

Проклятие памяти, принёсшее бессмертие

Иногда практика damnation memoriae приносила прямо противоположный результат, и имена тех, кто должен был навсегда остаться среди праха веков, становились поистине бессмертными. Первым, и, пожалуй, самым известным таким казусом стала история с поджигателем греческого храма богини Артемиды Эфесской Геростратом.

По легендам, Герострат был никому не известным горожанином, который маниакально хотел прославиться. Для этого он решил поджечь главное святилище Эфеса – храм Артемиды. После казни Герострата память о нём была приговорена к забвению. Однако греки «перестарались», постоянно твердя современникам и будущим поколениям имя того, кого нельзя было упоминать.

Ещё один подобный случай произошёл с именем венецианского дожа (вельможи) Фальеро Марино, которое тоже было приговорено к забвению. За совершённые преступления он был казнён, а в зале Большого совета, на стенах которого каждый дож был традиционно увековечен, рядом с портретом Марино, на том месте, где должно было быть его имя, появилась надпись: «Здесь было имя Марино Фальеро, обезглавленного за свои преступления».

Источник: www.1rre.ru

Оставить комментарий